КИБЕР NET ИКА
 
Рассылки Subscribe .Ru
Прогулки по Yahoo! Groups
КиберNETика - Люди. События. Комментарии.


КИБЕР NET ИКА - реклама

CNEWS .RU

Играя шрифтами

В те добрые старые времена, когда я еще под стол пешком ходила, в журнале "Америка" опубликовали эту статью. Знаете, с тех пор, пожалуй, лучшей информации о графическом дизайне я так и не встретила. Так что - наслаждайтесь, вперед. Привожу текст почти полностью:

В книге "Значение шрифта" Кит Хинрикс делится своими взглядами, которые позволили ему стать одним из ведущих американских дизайнеров. Будучи совладельцем всемирно известной дизайнерской фирмы "Пентаграм" (это - в те годы, сейчас - я не знаю как обстоят дела - прим. мои), автор подробно рассказывает о шестидесяти выполненных ею конкретных работах.

Работы Хинрикса по графическому оформлению годовых отчетов компаний, рекламных материалов, выставок, а также различных публикаций были удостоены многих наград. Из книги Кита Хинрикса "Значение шрифта" мы публикуем его интервью.

Почему вы решили написать книгу о графическом дизайне?

Я надеюсь, что она даст представление о том, как графическое искусство стало инструментом общения. С точки зрения графического дизайна, текст - не просто "серятина", сопутствующая фотографии или рисунку. Это средство передачи информации или идей. Более того, визуальные формы отдельных шрифтов могут производить различное впечатление, и это можно использовать для передачи неповторимой интонации автора или идей заказчика. Графическое оформление само по себе обладает даром убеждения и способностью подчеркивать идеи, выраженные словами.

Похоже, что графические дизайнеры больше внимания посвящают иллюстративным материалам, чем шрифтам. Правда ли, что шрифты - наименее понимаемый элемент дизайна?

Я не сказал бы, что наименее понимаемый, скорее наиболее недооцениваемый с точки зрения его воздействия. Я считаю, что многие не сознают, какую важную роль играет шрифт как средство коммуникации, как он усиливает образы, как он сам становится образом, как он влияет на читательское восприятие идей и на способ их выражения. Шрифтовое оформление столь же важно, как и изображения, используемые в печати.

Верно ли, что удобочитаемость - самый важный фактор эффективности печатного материала?

Хорошо подобранный шрифт - это не просто разборчивый шрифт. Это один из сильнейших инструментов эмоционального воздействия, которым пользуются дизайнеры. Любой человек независимо от возраста - будь ему 60, 35 или 15 лет - впитал в себя и продолжает впитывать целую гамму визуальных и шрифтовых впечатлений, имеющих для него личный смысл. К примеру, шрифт "сенчури" (я думаю речь идет о Century), которым в Америке печатаются школьные учебники для начальных классов, вызывает в коллективной памяти американцев определенные образы, тогда как формы букв, использовавшиеся при создании психоделических плакатов 60-х годов, будят иные ассоциации. Шрифтовое оформление пропагандистских плакатов времен Второй мировой войны или газет, названий улиц, изданий Библии, научных журналов, объявлений о розыске преступников, почтовых марок и художественной литературы не только передает информацию, но и воздействует эмоционально.

Не могли бы вы привести примеры того, что вы называете "шрифтовым просторечием"?

Оно делится на две категории. Первая и наиболее интересная группа - это так называемые "одноразовые" сообщения, написанные от руки, такие, как "Продается", "Свежие овощи" или "Стоянка запрещена". Эти кустарные "шрифтовые образы" выступают как живая, постоянно меняющаяся часть повседневной культуры.

Вторая группа - это шрифты, выполненные профессионально: от номерных знаков автомобилей и денежных купюр до неоновой рекламы, от татуировок и трафаретов для надписей до автобусных билетов. Чем необычнее выглядят шрифты этой группы, тем легче они переступают границы своего первоначального назначения, становясь символом целой отрасли промышленности или выражая определенную культуру.

Мы, графические дизайнеры, должны внимательно следить за всем, что происходит в области "шрифтового просторечия" и понимать, какие ассоциации вызывают конкретные шрифты.

Если определенные шрифты вызывают у людей определенные чувства, не ведет ли их постоянное использование к созданию клише, стереотипных представлений?

Стереотипы и клише - это, возможно, наиболее недооцененные инструменты в нашем деле, поскольку они сами по себе представляют наиболее общепринятые в нашем обществе идеи и образы. Для дизайнера чрезвычайно важно понимание стереотипов и умение придавать им неожиданный и интересный поворот. Зачастую вы можете с особой яркостью передать смысл сообщения, пользуясь лишь контрастным сопоставлением разных клише. Дизайнеры полностью овладевают своим искусством только, если понимают исторический контекст возникновения и использования отдельных шрифтов и связанные с ними стереотипы. Иными словами, они знают, какой именно шрифт надо употребить, чтобы вызвать ту или иную реакцию читателя.

Размер, рисунок, соотношение прописных и строчных букв - все учитывается при выборе шрифта. Взять, например, не лишенный вычурности шрифт "спенсер". Набранная этим шрифтом страница неожиданно создает новое, более сильное впечатление. О шрифтах надо думать как о зрительных образах. Шрифт - это способ передачи идей наиболее эффективным образом.

Выработан ли у вас процесс развития графических идей?

Я стараюсь думать о каждой отдельной работе как о целом, будь то плакат или книга. Для меня это среда, графическая экологическая система, в которой шрифт, цвет, размер, бумага, иллюстрации, фотографии создают общую гармонию. Их нельзя оценивать по отдельности, потому что они составляют единую систему, которая либо работает, либо нет.

Как вы разрабатываете свою "графическую экологическую систему"? Как начинается процесс выработки идей?

Я начинаю собирать информацию, которая складывается из пожеланий заказчика, письменного описания цели, которую он ставит, определения вероятной аудитории, для которой предназначена данная работа. Важно также знать бюджет и, по возможности, формат. Кроме того, я окружен визуальными стимулами: справочниками, типографскими атласами, журналами, которые я постоянно просматриваю. Для меня также важно умение рисовать. Взаимосвязь руки и глаза, возможность переносить идеи на бумагу и обдумывать нарисованное помогает мне развивать эти идеи. Часто я нахожу решение благодаря свободному потоку ассоциаций. Я оставляю все возможности открытыми, не захлопываю двери ни перед какими, самыми необычными идеями. А раз дверь распахнута, то происходит генерация любых неожиданных идей. В переделах собранной информации всегда возможно творческое решение.

Как вы определяете, что данное решение - самое лучшее?

Творческое решение всегда кажется самоочевидным и вместе с тем неожиданным. Оно не требует объяснений. Все гармонично. Нет ни пробелов, ни острых углов, есть чувство завершенности. Это постигается скорее интуитивно, чем логически.

Как только идея возникла, как только она сформировалась, я уже могу принимать нужные решения. Я могу сказать: "Лучше всего эту идею можно передать с помощью фотографии". Возможно, я уже буду представлять себе, кому лучше всего поручить сделать снимок, даже буду чувствовать, какое освещение и какое настроение должно быть на этой фотографии, насколько она должна быть сложной или простой, какую часть страницы она должна занимать. То же самое со шрифтами. Идея подскажет подходящий шрифт, размер, толщину линии, величину пробелов.

Ваш метод кажется очень простым, но можно возразить, что он не всегда срабатывает. В чем главная трудность? Недостаток нужной информации?

Нет, это бывает очень редко. Не хочу впадать в метафизику, но мне кажется, что в таких случаях проблема заключается в том, что не всегда удается распахнуть дверь для идей. Неудача подстерегает там, где люди начинают думать, что каждая творческая задача имеет логическое решение, что есть какие-то правила, которым нужно следовать, что дизайн - это наука, а не искусство. Дизайнер должен искать решение, имеющее логическое содержание, но решение не обязательно должно подчиняться законам логики.

Вы сказали, что определенный шрифт может возникнуть в вашем воображении как часть дизайнерского решения. Не означает ли это, что вы должны знать сотни шрифтов? И если да, то как вы всему этому научились?

Я продолжаю учиться. Я не могу сказать, сколько раз я просматривал атласы шрифтов. Часть творческого процесса, когда я работаю над проектом, - это просмотр гарнитур шрифтов, и знакомых, и новых для меня, для того, чтобы найти визуальную связь между особенностью шрифта и содержанием текста, который с помощью этого шрифта я собираюсь передать. Ассоциации, которые я стараюсь вызвать, часто бывают сложными, несущими многоплановую информацию. Просматривая шрифты, я задаю себе разные вопросы, которые должны помочь мне создать эти ассоциации. Каким шрифтом набрать заголовок? Что должно происходить на каждом новом информационном уровне? Как текст должен соотноситься с заголовками и иллюстрациями. Будут ли в тексте врезки, сноски, подписи к иллюстрациям? Должен ли набор дополнять иллюстрации или контрастировать с ними? Должен ли шрифт мирно дремать, чтобы содержание на 90 процентов было выражено иллюстрациями? Или шрифт должен быть самым сильным элементом, передающим содержание?

Считаете ли вы, что компьютерное графическое оформление играет большую роль?

Да, вопрос только в какой степени. Многие молодые дизайнеры предпочитают работать на компьютере (это было написано в самом начале 90-х). Технический прогресс развивается с поразительной быстротой. Хотя есть еще некоторые недостатки, компьютерная графика настолько усовершенствована, что теперь мы применяем ее очень широко.

В чем преимущества компьютерной печати?

Преимущество в том, что компьютер позволяет дизайнеру снова стать печатником, как это было 400 лет назад. Исторически дизайнер и печатник когда-то были единой профессией, так как печатник набирал текст, часто сам создавал шрифт и делал постраничный дизайн. С помощью компьютеров мы опять можем объединить эти профессии. Гибкость компьютерной графики позволяет дизайнеру в короткое время испробовать большое число вариантов до того, как сделать окончательный выбор.

А в чем заключаются отрицательные стороны?

Я считаю, что у компьютерной шрифтовой графики есть несколько особенностей, к которым нужно относиться с особой осторожностью. Взять, например, демократизацию процесса создания печатных материалов. Теперь каждый имеет доступ к печатанию, в результате чего значительно улучшились самодельные информационные бюллетени и отчеты. Но в то же время появилось и много уродливых искажений. Особенно это касается шрифтов. Многие из них нарочито перекошены, наблюдается злоупотребление жирным шрифтом и курсивом вместо правильного выбора гарнитуры.

Сказанное особенно справедливо для первоначального этапа компьютерной печати. Тогда шрифты создавали не дизайнеры, а инженеры, которые исходили исключительно из соображений компьютерной функциональности. Эстетика не принималась в расчет.

Со временем эта проблема разрешилась, поскольку при создании компьютерной графики дизайн тоже стал приниматься во внимание.

Наблюдаются ли в графике известные тенденции? Появляются ли моды на определенные шрифты?

Вне всякого сомнения. Каждое поколение создает новые шрифты или по-новому интерпретирует уже существующие, нередко основанные на более ранних типографских стилях или стилях целых исторических эпох - викторианской, артс-энд-крафтс, арт-нуво, арт-деко, классического модернизма, русского конструктивизма и т.д. Каждый шрифт изменяется и совершенствуется своим новым "создателем", чтобы выразить стиль сегодняшнего дня или самому стать этим стилем.

Как бы вы классифицировали шрифты, которые вы используете чаще всего?

Я классифицирую шрифты по трем общим категориям: классические - это те, что пережили все периоды дизайна; периодические - это те, что представляют прошедшую или будущую эпоху; и модные - те, которые выражают крайности ( лучшие, а порой и худшие) в современном шрифтовом дизайне. Кроме того, я обращаю большое внимание на типографский стиль: пробелы между строчками, между буквами, отступ в начале абзаца, инициалы, большие и малые заглавные буквы, орнаментальные заставки, словом все эти модные украшения, которые так любят дизайнеры.

Советуетесь ли вы с автором текста в процессе работы над графическим оформлением?

Я предпочитаю входить в контакт с автором текста с самого начала работы, поскольку это помогает принимать решения по художественному оформлению. Мы обмениваемся идеями, и нередко к обоюдной пользе. Вместе мы можем определить целесообразную длину текста, темп всей работы, стиль и интонацию произведения. Мы решаем, что лучше передать текстом, а что - иллюстрациями. Это взаимообогащающий процесс, короче говоря, сотрудничество.

В какой мере влияет на вас содержание текста? Работы некоторых дизайнеров бросаются в глаза, но с текстом имеют мало общего. Как вы думаете, почему это происходит?

Я считаю, что графическое оформление должно отражать содержание текста. Неподходящие иллюстрации, помещенные рядом с текстом, и неверно выбранные шрифты могут испортить общее впечатление и препятствовать правильному восприятию произведения. Это часто случается потому, что дизайнер, глядя на страницу, задается вопросом: "Как она выглядит?", вместо того, чтобы спросить себя: "О чем она говорит?" Дизайнеры иной раз настолько увлекаются другими сторонами своего ремесла, что попросту забывают о главном - например, прочитать текст.

Нет ли здесь также тенденции к разделению труда - автор текста передает содержание, а дизайнер иллюстрирует и добавляет стиль. Не забывает ли дизайнер, что он тоже передает содержание?

В том-то и дело. Наше занятие относится к области визуальных искусств, и вопросы стиля настолько переплетены со смысловой стороной текстов, что порой дизайнер подменяет содержательную сторону стилем. Это бич нашей профессии. Многие дизайнеры - "стилисты" могут стать весьма известными, создавая запоминающиеся образы, но их работы не передают ничего, кроме их собственного стиля. Коммуникацией движет идея. Когда идея определяет верный стиль, работа не может получиться "плоской", она всегда будет впечатлять своей неповторимой свежестью.


Rambler's Top100 Яндекс цитирования TopList

Yahoo! Groups :|: Хроники :|: Экономика :|: Дизайн :|: Наука и жизнь :|: Персоналии :|: Кино
webmaster
 
Hosted by uCoz